Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика

В ситуации нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Страх является более опасной из всех эмоций. Тем не менее, важность активной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности. Ушинский отмечал, что именно страх способен спровоцировать человека на низкий поступок, изуродовать его морально и убить душу. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов А. Из проведенных бесед, наблюдений, анкет выяснилось, что такая проблема есть и у нас в детском саду. Дошкольный возраст является наиболее насыщенным самыми разнообразными страхами. Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребенком, говорят о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия.

Детские страхи. Диагностика и коррекция.

Беседа актуализация эмоции страха: Закрой глаза и вспомни ситуацию, когда тебе было страшно. Расскажи о своих чувствах. Нельзя принуждать ребенка, если он отказывается говорить; можно работать в паре, рассказывая друг другу самые страшные истории из своей жизни. Нужно обязательно сказать ребенку, что чего-то бояться — это нормально.

Надо знать свои страхи и как избежать их, как перестать бояться надо знать методы, как избежать этих страхов, как перестать бояться успеха и, оружие, если человек слаб духом и не верит в свою мечту. Следующий момент – возникает опасение, в результате успеха ты . Надежда.

По сравнению с мальчиками суммарное число страхов у девочек достоверно больше как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Теперь сопоставим количество страхов в конкретном случае с контрольным количеством страхов в таблице. Например, число выявленных страхов у 6-летнего мальчика составило 12, в то время как в таблице оно равняется 9. Из этого следует, что ребенок обнаруживает большее число страхов, чем большинство его сверстников, и на это необходимо обратить внимание.

Слишком большое количество страхов свыше 14 у мальчиков и 16 у девочек может указывать на развитие невроза или тревожности в характере и актуальность их устранения, наряду с более критичным подходом к своим отношениям с детьми, собственным страхам и тревогам. Следует помнить, что тревожность как диффузное чувство беспокойства ослабляет выраженность большинства страхов, контуры которых становятся менее определенными, более размытыми.

Количественная и качественная обработка результатов. Определение страха, его появление и проявления. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие.

выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Методика «страхи в домиках» М. А. Панфиловой. Автором произведен . необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты.

Он немыслим без освоения методов снижения тревожности учащихся. Моя работа посвящена методам, позволяющим педагогу в его практической деятельности снизить уровень тревожности учащихся и или воспрепятствовать ее возникновению. В статье также приведены методические рекомендации относительно педагогической работы по коррекции уровня школьной тревожности учащихся.

Селье, основоположник теории стресса, писал о том, что интенсивное и чрезмерно длительное переживание страха способно привести организм к истощению и, впоследствии, — гибели. В наши дни общеизвестным становится тот факт, что подавляющее большинство психосоматических недугов смыкается в своей первопричине с тревожностью. И, к сожалению, особенно уязвимы в этом плане — дети.

Тревога опасна не только для их соматического здоровья - но и для психологического: Из-за повышенного стремления к безопасности, ребенок утрачивает решительность, инициативность, подавляет собственную креативность и способность рисковать. Мотивом его деятельности становятся не стремление к успеху, а избегание неудач. Результатом, как правило, становится отсутствие полной реализации личности в обучении, равно как и других областях жизни.

В условиях гуманизации образовательного процесса, организации личностно-ориентированного обучения — важную роль приобретает технология проведения уроков с использованием здоровьесберегающих методик и подходов, педагогическая коррекция эмоционально неблагоприятных состояний учащихся.

Коррекция страхов у детей дошкольного возраста

Тревожность как функция межличностных отношений 70 1. Динамика уровня тревожности учащихся 1—й классы. Половозрастные различия 87 2. Содержание страхов и тревог у детей разного возраста 93 2. Характер переживания страхов и тревог. Формы проявления тревоги 2.

Особенности состояния тревоги и страхи у детей разного возраста. Глава 3. Методика «Мечты, надежды, страхи и опасения». Приложение 5.

Методики психолого-педагогической диагностики, разработанные Е. Тест творческого мышления П. Методика диагностики мотивации учения у детей лет Т. Прихожан лет Наблюд. Определение мотивационной направленности личности Л. Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника модиф. Методика диагностики эмоционального отношения к учению модифиц. Андреевой лет Наблюдение. Методика изучения личностной саморегуляции.

Тест структуры интеллекта Р. Измерение мотивационной сферы личности В.

Приложение . ПРОЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ - Психологическая помощь. Теория и практика - Бондаренко А.Ф.

К сожалению, автор исходного варианта нам неизвестен. Предлагаемый вариант предназначен для учащихся 8—х классов. Какие надежды, мечты, страхи и опасения ты связываешь с будущим? Напиши об этом в течение 15 минут. Когда, по-твоему, это может произойти укажи соответствующую букву около каждого высказывания:

Мечты и страхи человечества в контексте технологической революции .. относительно устоявшихся методик оценки и прогнозирования. . Луны на колонии страхи Надежды Космос как развлечение Дальний космос Между тем, в области страхов/опасений в медицине, социаль-ных.

Я всегда хотел убить кого-нибудь. Я был бы абсолютно счастлив, если бы я был один. Моя тайная мечта в жизни — прославиться. Больше всего от жизни я хочу всего. Я всегда хотел быть актером. Я был бы абсолютно счастлив, если бы был богат. Моя тайная мечта в жизни — быть богатым. Больше всего от жизни я хочу счастья. По-видимому, идентифицирует счастье с материальным успехом.

Упражнения по профилактике и коррекция уровня тревожности

Упражнение 1 Инструкция Упражнение предназначено для работы в учебных группах. Внимательно прочтите проективный текст. К ориентировочным текстам-подсказкам отнеситесь вдумчиво и внимательно. После завершения учебной работы в целом организуйте групповую проективную дискуссию на тему: Сергей пришел на консультацию и рассказал о себе следующее:

Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей.

Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе…………………………………………….. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка……………………………………………………………….. Способы коррекции детских страхов……………………. Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения…………………………………………………………………… Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. При этом те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия.

Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

К письму Главного управления образования

Тревожность, тревога и страх 1. Тревожность и страх в экзистенциальной философии, психологии и психиатрии 1. Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии 1. Страх в классических теориях эмоций 1. Тревожность и страх в теории научения 1.

5. методика"Мечты, надежды, страхи и опасения" 6. диагностика школьной тревожности (младший школьный возраст) 7. симптомы тревожности в.

У Вас недостаточно прав для просмотра полного текста этого произведения. Особенности проявления социальной тревожности у разностатусных подростков: ВКР посвящена проблеме особенностей проявления социальной тревожности у разностусных подростков. Проблема социальной тревожности требует многоаспектного изучения: Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использованы методики: Прихожан, методика диагностики межличностных отношений Дж.

Программа"Коррекция страхов младших школьников"

Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе…………………………………………….. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка……………………………………………………………….. Способы коррекции детских страхов…………………….

Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модиф. . “ Мечты, надежды, страхи, опасения” модифиц. методика А.М. Прихожан.

Я часто нервничаю из-за своего сына своей дочери. Все время с тревогой думаю о будущем моего сына моей дочери. Я уверена, что мы с моим сыном моей дочерью настоящие друзья. Хочу, чтобы мой сын моя дочь по характеру был похож на моего мужа мою жену. Чувствую, что теряю своего ребенка, но ничего не могу сделать.

Чем старше становится мой сын моя дочь , тем труднее мне найти с ним общий язык. Постоянно боюсь, что с моим сыном моей дочерью что-нибудь случится. В последнее время мой сын моя дочь сильно утомляет меня. Когда я думаю о своем сыне о своей дочери , у меня сразу поднимается настроение.

Запись вебинара А.Свияша"Как освободиться от страхов?"